Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый (с)

Габриэль Гарсиа Маркес

20-й век принёс нам новые стандарты жизненного уклада. Из года в год эфемерность окружающих нас предметов только усиливается. Быстрая еда на ходу, одноразовая посуда…

Порой с грустью смотрю на целлофановый пакетик, в который кладут булочку. Я принесу её домой и через несколько минут съем. Пакетик же проживёт всего несколько минут, а впоследствии будет выброшен. Смс-переписка заменила нам обычные письма, которые раньше можно было хранить, перечитывать, крутить в руках — теперь же послания удаляются из памяти телефона безвозвратно. Модельный ряд производимой техники обновляется столь стремительно, что через 5 лет уже невозможно найти комплектующие запчасти для сломавшегося девайса. Проще купить новый прибор.
Кожаные ботинки в давние времена были сшиты настолько основательно, что передавались из поколения в поколение. Теперь же срок службы кроссовок 1-2 года, после чего они утрачивают свою привлекательность, а то и вовсе расклеиваются. В архитектуре интерьеров‚ окружающих современного человека также появились новые материалы. Когда во время ремонта ломают гипсокартонные стены, остаётся много мусора, хотя раньше в аналогичной ситуации были бы руины.
Если под микроскопом рассмотреть строение атомов многих современных материалов, то можно увидеть, что атомы зачастую группируются в виде шара, образуя некую пустоту, вакуум внутри этой оболочки. Мусоропроводы стали очень быстро забиваться, потому что и сам мусор изменился — он стал лёгким, но при этом объёмным. А что говорить о целых островах из человеческих отходов в океане?

Рукотворный труд достоин созерцания. Уличные часовщики, ларьки по ремонту мобильных телефонов и ноутбуков, мастерские по ремонту обуви, небольшие ателье и даже процесс приготовления уличной шаурмы в забегаловках — всё это всегда завораживало меня своим уютом, ощущением, что это каждая такая городская локация это мастерская, где человек, соответственно, является мастером своего дела. Вот мне и пришла в голову идея вспомнить нарисованные мною «Микродрамки» (в которых, как правило, изображается непосредственно сам момент драмы) и изобразить воображаемую страну, в которой все они благополучно разрешаются путём ремонта, реставрации, когда вещи обретают новую жизнь.

Картина посвящена труду, а в процессе труда, как известно, человек прекрасен — так он общается с Богом. Вы наверняка слышали выражение «ломать — не строить»? Она заключает в себе простую, сакральную истину: намного легче разрушить, нежели сохранить или создать что-то новое.

В чём суть ремонта? То ли это обязательный демонтаж старого во имя создания нового, то ли это сохранение данности, её бережная реставрация. Я и сам пока не нашёл ответа на этот вопрос.

художник Иван Языков

«Стаканчик»
бумага, тушь, рапидограф, 140 х 200 см
2024 год